Поведенческие маркеры учащихся «группы риска».
Своевременное выявление Интернет профилей учащихся, находящихся в
«группе риска», осуществление комплексной работы психолога и педагога с ними
(включающей, в том числе и элементы ресоциализации) позволят предвосхитить и не
допустить распространение потенциальных угроз и вовлечение в них как по
отношению учащегося к самому себе (реализации суицидальных идей), так и к
обществу в целом (случаи школьного шутинга, буллинга и др.).
Для осуществления первичного мониторинга рисков в молодежной
образовательной среде, в том числе в Интернет-пространстве, специалисты «Центра
мониторинга социальных сетей» разработали краткий перечень поведенческих
маркеров – вербальных и визуальных поведенческих характеристик учащихся,
находящихся в «группе риска», либо солидаризирующиеся с деструктивными
идеологиями и ценностями.
Маркеры увлечения учащимися
суицидальными практиками
1. Визуальные маркеры:
- изменение стиля: преимущественно закрытая одежда (попытка скрыть руки);
- порезы на руках, бедрах, ссадины.
2. Виртуальные маркеры:
- публикация депрессивных статусов;
- подписка на сообщества, содержащие околосуицидальный контент, в том числе
контент, романтизирующий смерть, одиночество, депрессию, самоповреждение
(от анорексии до селфхарма) и др.
3. Вербальные маркеры:
- высказывание желания умереть;
- вербальные угрозы совершить самоубийство;
- позитивная оценка суицидальных практик и др.;
- употребление специфического сленга «выпилиться», «обнулиться»,
«самовыпил» и др.
4. Эмоциональные маркеры
- смена эмоционального поля (жизнерадостный подросток вдруг стал
замкнутым).
Дополнительные факторы:
- наличие проблем в семье (внутрисемейные конфликты, развод родителей,
смерть одного из близких родственников и др.);
- неразделенная любовь (расставание, чувство «отверженности»);
- в прошлом наличие попыток совершения самоубийства (суицидыблизких
людей):
- наличие кумира, совершившего самоубийство (КуртКобейн, Lil Peep, Честер
Беннинктон и др.).