Вы здесь: Главная | Страничка психолога | Развивающее занятие для дошкольников и младших школьников: «Знакомство»

Развивающее занятие для дошкольников и младших школьников: «Знакомство»

1 2 3

_______________________________________________
Развивающее занятие
для дошкольников и младших школьников:
«Знакомство»


Составил: педагог – психолог
Иванова О.В


Пояснительная записка

Актуальность

Лев Толстой сказал: «От пятилетнего ребенка до меня — один шаг!». Психологи полагают, что в возрасте от 3 до 5 лет складывается психотип ребенка, от которого зависит, каким он станет во взрослом возрасте. Умение знакомиться — это навык, который позволит ребенку дошкольного и школьного возраста научиться адаптироваться в новом коллективе. Если упустить этот момент воспитания, не научив малыша знакомиться, можно дать прорасти семенам одиночества и неуверенности в себе, которые испортят всю жизнь ребенка.
Попадая в социум без родителей, ребенок начинает подсознательно сравнивать себя с окружающими его детьми. Очень важно, чтобы в этот момент он не стремился отдалиться от нового круга общения, найдя в себе какое-то отличие, а смог наладить контакт, завести новых друзей. Ребенку очень важно вжиться в коллектив группы в детском саду, школьного класса, группы в летнем лагере и просто компании сверстников во дворе. От того, насколько уверенно он будет чувствовать себя в новом окружающем его обществе, зависит уровень его дальнейшего развития.
Игры для детей на знакомство направлены на то, чтобы:
- Создать благоприятную атмосферу для общения. Ребенок с самых первых минут общения с другими детьми должен желать узнать о них больше. Проще всего сделать это в игровой форме, тогда такое знакомство приведет к дружбе.
- Создать эффект взаимодействия во время учебного процесса. Многие дети плохо учатся в школе только потому, что боятся проявить себя в кругу всего класса, показать, что они знают что-то, просто поднять руку. Знакомство — это самое начало жизни в классе, которое поможет адаптироваться, занять свое место в коллективе и чувствовать себя на равных.
- Знакомство в игровой форме — лучшее средство от снятия напряжения и скованности. Ребенку намного сложнее познакомиться самостоятельно, чем взрослому. Правильно подобранные и организованные игры для знакомства компании помогут ему в этом.
Данное занятие представляет собой начало цикла занятий развивающей программы. Может использоваться в вводном блоке развивающих программ, позволяя в игровой форме ориентировать детей на занятия, принимая правила работы и эффективно реализовывать другие поставленные цели.
Цель: формирование у детей дошкольного и младшего школьного возрастов навыкам общения и умения знакомится друг с другом.
Задачи:
1.Организовать знакомство участников группы с психологом;
2. Организовать условия для принятия правил занятий группой;
3.Снизить эмоциональное напряжение детей;
4.Создать благоприятную психологическую атмосферу в группе;
5. Создать ситуацию успеха для дошкольного и школьного возрастов.
Оборудование: бумажные сердечки, листы бумаги с нарисованными бабочками, фломастеры, карандаши, костюм бабочки, фотоаппарат. Музыкальное сопровождение - П.И. Чайковский «Полька», песня «Паровоз букашка» .
Категория участников: дети дошкольного (4 – 7) и младшего школьного (7 – 10 лет) возрастов, не более 15 человек.
Время проведения: 1 час 20 минут.

Ход занятия.

1. Приветствие и знакомство.

Цель: мотивация к деятельности, первичное знакомство с правилами на занятиях.
Дети вместе с психологом становятся таким образом, чтобы образовалась форма сердца. В руках детей бумажные сердечки. Каждый ребенок становится поочередно внутрь импровизированного сердца, называет свое имя и так, как ему нравится, чтобы его называли. После этого все дети кладут сердечки на пол, делают шаг назад и рассматривают, какая фигура получилась на полу. Психолог спрашивает: «На что похожа фигура? Какого она размера? О каких людях говорят, что у них большое сердце?» Если дети не могут ответить, тогда психолог объясняет им.
Психолог вместе с детьми составляет памятку поведения.
Памятка поведения
Дети вместе с психологом составляют памятку поведения:
- Быть вежливым.
- Быть добрым, никого не обижать.
- Уважать других.
- Слушать других.
- Помогать другим.
- Прощать других.


2. Паровоз.

Цель – сформировать эмоциональный настрой на занятие. Форма – игра.
Описание: психолог предлагает ребятам становиться в паровозик и отправиться в путь. Дети цепляются друг за друга и передвигаются по всему музыкальному залу под песню «Паровоз букашка». В это время психолог переодевается в бабочку, педагог – организатор находится в зале с детьми, можно переодеть кого –то другого, а психолог находится с детьми.

3. Знакомство с бабочкой.

1

Цель – развитие навыков представления себя, поддержание интереса к деятельности.
Описание: педагог – организатор с детьми подъезжают на «паровозе» и встречают бабочку (переодетого психолога). Ребята знакомятся с «Бабочкой». «Бабочка» приветствует своих гостей и рассказывает, что ее зовут бабочка – Варя и она очень любит летать и отдыхать на цветочках. Спрашивает, как зовут каждого ребенка и что он любит делать, каждому пожимает руку.


4. Полет бабочек.

Цель – снижения мышечного напряжения, усвоение правила три хлопка и тишина, повышение эмоционального фона, создание условия для самовыражения.
Описание: «бабочка» предлагает ребятам сыграть в ее любимую игру и представить, что они стали бабочками и красиво летают-танцуют над полем. Но как только прозвучать три хлопка, бабочки тут же должны присесть на цветочки и должна наступить тишина. Игра проводится под музыкальное сопровождение - П.И. Чайковский «Полька». Игра проводится в 3-4 приема.


5. Блиц-опрос.

Цель – создание ситуации успеха. Форма – беседа.
Описание: «Бабочка» приглашает всех присесть, хвалит их за красивые танцы и внимательность. Рассказывает, что у нее тоже есть друзья они тоже любят играть и начинает показывать фотографии своих друзей (картинки бабочек). Психолог задает ребятам вопросы, какого цвета эта бабочка, какого размера, какого размера, на какую фигуру похожи крылья бабочки, чего им не хватает. Предлагает раскрасить картинки с бабочками и приглашает детей за стол. Ребята берут фломастеры и карандаши и начинают раскрашивать картинки.


6. Общее фото.

2 3

 

Цель – переживание комфорта в ситуациях взаимодействия со сверстниками.
Описание: психолог - «Бабочка» говорит, что она ей так весело с ребятами играть, они такие дружные и веселые а без них ей будет грустно. Психолог предлагает ребятам сделать совместное фото со своими раскрашенными рисунками на волшебный фотоаппарат, чтоб ей не было так грустно без них. Ребята встают около бабочки, педагог – организатор их фотографирует и показывает «общее фото».


7. Прощание.

Цель – принятие правил занятия, развитие рефлексии. Форма – беседа.
Описание: «Бабочка» хвалит ребят, что они так много знают и как дружно они играли вместе с ней. Указывает, что это потому что ребята соблюдали правила: играть всем вместе (не разбегаться), говорили по очереди, помогать друг другу и после трех хлопков наступала тишина.. Спрашивает ребят помнят ли они во что играли с бабочкой. Приглашает их в следующий раз в гости, прощается со всеми


8. Паровоз.

Цель – сформировать эмоциональное завершение занятие. Форма – игра.
Описание: педагог – организатор предлагает ребятам становиться в паровозик и отправиться в путь по музыкальному залу под песню «Паровоз Букашка». В это время психолог переодевается и выходит к ребятам. Спрашивает, понравилась детям встреча с бабочкой, какое настроение, впечатление. Отводит в семьи и прощается с ребятами.